«История Ставрополья» в деталях: как создавали учебник для школьников региона
Ставропольские школьники и в городах, и в отдалённых сёлах 1 сентября 2021 года получили новенькие, пахнущие свежей типографской краской учебники «История Ставрополья».
Во время школьных каникул корреспондент «Победы26» решила узнать, насколько «История Ставрополья» за минувший учебный год влилась в образовательную программу, удалось ли авторам создать интересный и одновременно академически информативный учебник.
Подвиг учёных
Пять лет историки Ставрополья собирали, структурировали, адаптировали информацию, чтобы презентовать новый материал юной аудитории. В итоге под общим названием издали три учебника: для пятых-шестых, седьмых-девятых и десятого классов. Трудились над книгами доктора исторических наук Северо-Кавказского федерального университета Марина Колесникова, Татьяна Плохотнюк, Николай Судавцов, Тамара Булыгина, Татьяна Невская, Игорь Крючков, Дмитрий Ткаченко, Татьяна Колосовская, Елена Любушкина, кандидаты исторических наук Людмила Ермоленко, Игорь Зозуля, Ольга Шафранова, Татьяна Беликова, Евгений Оборский, Елена Стрекалова, Ирина Нахаева. В состав рабочей группы вошли также археолог Виталий Бабенко, преподаватели краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидаты наук Наталья Масюкова и Владимир Колесников, члены Ассоциации учителей истории и обществознания Сергей Котов и Анна Анисимова. К работе подключили сотрудников государственных архивов Ставропольского края, музея-заповедника имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, общества с ограниченной ответственностью «Наследие».
Важно пояснить, что ранее в нашем регионе появлялись подобные учебники. Например, в 1964 году выпустили издание «Ставропольский край в истории СССР». После книги выходили в 1996, 2001 и 2006 годах, но, как отметили учёные, не было издания, которое охватывало бы все периоды: с древних времен и до наших дней. Авторы нынешней «Истории Ставрополья» последовательно изложили материал, кроме того, добавили много свежей информации. В учебниках представлены данные о новых археологических открытиях, сведения, взятые из рассекреченных фондов, партархивов, которые не так давно перешли в разряд публичных.
Доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории России, директор гуманитарного института СКФУ Марина Колесникова заметила, что вместе с коллегами они приложили немало усилий, чтобы адаптировать сложный материал. Как она говорит: через тонкое игольное ушко учебного пособия протянули огромный пласт исторических знаний.
«Нескромно хвалить свой труд, но то, что мы сделали, думаю, в определённой степени можно назвать подвигом. Это большая работа. Учёным она далась нелегко», поделилась собеседница «Победы26».Единственный в стране
Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО, кандидат педагогических наук Наталья Масюкова, рассказала, что учебники писались в соответствии с концепцией преподавания истории России в общеобразовательных организациях. Поэтому при составлении, как это требуется, использован культурологический подход: подняты вопросы традиций, быта, культуры народов. Каждый из трёх заслуживает отдельного внимания, ведь в них последовательно повествуется о разных исторических периодах жизни края.
Учебник для пятых-шестых классов начинается с параграфа о каменном веке. На территории Ставропольского края были обнаружены уникальные находки. Например, дети узнают о каменных орудиях, которые «хранились» у подножия горы Кинжал в Минераловодском округе. В другом параграфе рассказано, как на Северном Кавказе появились первые люди, как они жили и приспосабливались к изменяющимся природным условиям. Седьмые-девятые классы изучают период от XVI столетия до Первой мировой войны. В учебнике — об укладе жизни ногайцев, туркменов и других народов Северного Кавказа. Третья книга начинается с событий Первой мировой войны, истории Ставрополья периода революционных потрясений 1917 года. В учебнике также уделено внимание истории казачества. Важно добавить, что учёные старались упомянуть каждый населённый пункт, район, город, село Ставрополья. Это нужно, чтобы дети могли подробнее узнать о той территории, на которой живут.
«Наши учебники стали единственными среди подобных в стране, которые вошли в федеральный перечень. То есть они прошли сложную трёхступенчатую экспертизу. Сначала труды ставропольских учёных читали в Российской академии образования, затем в Российской академии наук и, наконец, прошла педагогическая общественная экспертиза. Таким образом, мы смело можем говорить, что все факты, которые представлены в издании, достоверны», рассказала Наталья Масюкова.Для учителей авторы разработали методическое пособие с подробным описанием каждого урока, кроме того, прошли семинары, конференции, съезд педагогического сообщества. Для учителей истории институт повышения квалификации подготовил специальную программу, которая поможет им качественно реализовывать в школах учебный курс «История Ставрополья».
И реки повернули вспять
И вот, как планировалось, 1 сентября 2021 года «История Ставрополья» оказалась в руках школьников. Сегодня в каждой общеобразовательной организации региона учителя сами решают, как преподавать этот курс: объединить с предметом «История России» либо выделить на изучение отдельные часы. За год новое издание прижилось в школьной среде, отметил учитель истории и краеведения из села Казьминского Кочубеевского округа Сергей Котов. Он поделился, что одной из главных целей было написать учебник, удобный не только для детей, но и коллег, поэтому учителя и учёные региона работали в тесном тандеме.
«Наш учебник — это явление. Впервые среди всех учебников, которые выходили по истории Ставрополья за последние полвека, этот может похвастаться большим комплектом карт. Они выверены до миллиметров! Раньше на уроках мы использовали карты-самоделки — рисовали их на ватмане. Теперь всех избавили от этой обязанности. В качестве исходников мы брали современные карты и «перекраивали» их под определённый период. Например, река Кубань до 19 века впадала в Чёрное море, ныне же в Азовское. Чтобы добиться достоверности, пришлось «повернуть» реку вспять», поделился Сергей Котов.Составители специально не стали «экономить» на иллюстрациях — все представлено наглядно, красочно, образно. Для этого пришлось побегать по библиотекам края. Так совпало, что в трех книгах 365 иллюстраций — как дней в году. Но прежде чем выбрать нужные, пересмотрели тысячи снимков.
«Бывало, что описание под фотографией или её автор были указаны неверно — проводили дополнительные исследования. Массу иллюстраций взяли из музеев — больших краевых и маленьких школьных. К работе над визуальным рядом привлекли также археологов, которые предоставили неопубликованные ранее материалы. А ещё приходилось самому фотографировать. Например, подниматься на гору Бештау, чтобы добыть недостающий кадр. К работе над изданием мы привлекли и школьников. Они теперь с гордостью находят свои фамилии под снимками», вспоминает собеседник «Победы26».В разговоре с корреспондентом информагентства составители сошлись во мнении, что в учебниках им удалось выполнить главную задачу — раскрыть своеобразие и неповторимость прошлого Ставропольского края и показать современность. Эта работа будет продолжена: губернатор Владимир Владимиров на конференции учителей, которая прошла 12 июля, поддержал идею включить в учебную программу учеников первых — четвёртых классов курса истории «Родное Ставрополье». Учёные приступили к созданию нового учебника.
Последние новости
Новая система подтверждения статуса участников спецоперации
С 1 ноября граждане могут получать справки без личного визита в учреждения.
Этика нотариусов: заседание в Ставрополье
Обсуждение дисциплинарных производств в нотариальной практике
Заседание Думы Ставрополья: важные изменения в бюджете и налоговой политике
Депутаты приняли ряд законопроектов, касающихся социальной поддержки и налоговых льгот.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией