«Постигаю персонажа как адвокат»: актер оперетты из Пятигорска Алексей Яковлев о своем опыте познания искусства
Алексей Яковлев, фото предоставлено героем публикации Работники культуры всего мира 27 марта отмечают Международный день театра.
Алексей Яковлев, фото предоставлено героем публикации
Работники культуры всего мира 27 марта отмечают Международный день театра. Редакция пообщалась с живущим на Ставрополье актером Алексеем Яковлевым, и герой материала рассказал журналистам, почему важна необычность персонажа, в чем причина страха сцены и как на нем сказался конфликт с Пятигорским театром оперетты.
Герой публикации родился в городе Боровичи в Новгородской области. Закончил музыкальную и общеобразовательную школу, поступил в педагогический университет в Вологде. Потом выпускник направился в Петрозаводскую государственную консерваторию. Третье образование Алексей Яковлев получил в Российском государственном институте сценических искусств в Санкт-Петербурге. Мужчина — почетный деятель искусства Ставропольского края, а также удостоился губернаторской премии в этой сфере. Герой также имеет множество связанных с культурной жизнью наград.
Как прошло ваше детство, юность?
У меня была большая семья. У отца было два брата, и все мы очень тепло друг к другу относились. Папа любил играть на баяне, и в доме всегда звучала музыка.
Мои ныне покойные родители были инженерами, техническими работниками. Закончили в свое время Куйбышевский строительный институт. Глава семейства закончил его блестяще, и до сих пор он находится на табличке с лучшими выпускниками.
Вологда и Петрозаводск далеки от южных просторов Ставрополья. Как вы пришли к тому, чтобы переехать в теплые края?
Еще во время учебы в консерватории я работал в Петрозаводском театре до 2002 года солистом и вокалистом. Позже всей семьей мы переехали в Иваново. Так сложилось, что я работал на разных сценах, и практически всегда меня звали обратно, просили вернуться.
А насчет Ставрополья — здесь тепло, юг. Для детей очень благоприятная погода. Северные красоты тоже по-своему хороши, и я иногда ностальгирую по Карелии с ее природой. Кроме того, здесь менталитет другой, особенности. На Севере люди спокойные, и мне самому такое ближе, а здесь народ более по-своему открытый.
Как вы пришли к работе в театре? Ведь родители выбрали другой путь в жизни. Что вас привлекло?
В школе у нас была самодеятельность. Мы все время устраивали какие-то скетчи на праздники, капустники (юмористические представления для узкого круга приглашенных, прим.ред).
Как говорил Константин Станиславский, театр — это познание жизни человеческого духа. И мне всегда было интересно, почему человек делает так или иначе, и как он живет дальше с этим поступком. И искусство, на мой взгляд, должно заниматься этими вещами. Интересна не материальная сторона, а жизнь человеческого духа.
Вы работали в разных театрах. Какие вам запомнились больше всего?
Я люблю все сцены, на которых я работал, и всех актеров, с которыми мне приходилось встречаться на сцене и творить вместе. Театр — это не здание, это то, чем наполняют его живые люди, которые стремятся сами стать лучше себя, исследуют, живут, чувствуют, хотят понять. Я безмерно благодарен тем мыслящим актерам, с которыми мне приходилось встречаться на сцене.
Я не могу выделить какой-то один из театров. К тому же все храмы культуры, в которых я работал, в каком-то смысле закончились. Их наполняют и насыщают мыслями и чувствами другие люди. К тому же актеров, которые выступали вместе со мной, осталось все меньше.
Могу сказать про свою альма-матер — Петрозаводский театр. Там были заложены основы всего, что я сейчас знаю об искусстве. Но это не значит, что я выделяю именно его.
Еще могу поблагодарить режиссеров, с которыми я встречался на сцене, а также конкретных людей. Мой педагог Ирина Гридчина отправила меня в театр на 2 курсе. Директором и художественным руководителем был Владимир Шестаков, а наставником — режиссер Дмитрий Уткеев. Им хотел бы сказать большое спасибо.
Как работа актера позволяет понять человеческое чувство? И как ощущается «вживание» в роль?
Актер не вживается в роль, а изучает ее. Прежде, чем что-то играть, нужно понять персонажа. Это самый главный этап, который, к сожалению, часто упускается режиссерами из виду.
Я осмысливаю поступки героя, примеряю их на себя, изучаю обстоятельства и эпоху, в которой существует человек. Постигаю персонажа как адвокат, защитник: мне нужно понять причины поступков, видение мира.
На первый взгляд в его действиях может отсутствовать причинно-следственная связь. Однако чем дальше ты углубляешься, тем больше находишь логических цепочек, а также для себя извлекаешь духовно-ценностные вещи, постигаешь себя, находишься в росте.
Театр и актерское мастерство помогает, но для этого необходимы условия. И режиссер должен быть не дураком, что очень часто, к сожалению, случается. И ты сам не дурак, или хотя бы понимаешь, что дурак, это тоже важно. И тогда получится, что что-то ценное откроется на духовном и мыслительном уровне, а не просто эмоциональном или чувственном.
Расскажите о самом необычном персонаже, которого вам довелось изучать
Мне трудно выделить какого-то определенного героя. Они все в какой-то мере дороги. Но иногда при встрече персонаж необычный, а когда заканчивается работа, ты понимаешь его проблематику. А в некоторых случаях выходит наоборот, и естественное видение приходит только после углубления в суть.
Еще мне всегда была интересна режиссерская профессия. Поэтому я параллельно занимался и ролями партнеров по спектаклю, старался увидеть всю картину, а не только своего героя. И с изучением тоже видишь их необычность.
Произведение искусства выделяет какие-то значимые вещи из жизни, которые подчинены идее творца. Вот когда-то лондонский туман увидели художники-импрессионисты, и все увидели, что он красноватого цвета. А до этого же никто не видел, это было обычным явлением.
Досадно, когда люди не видят необычность. Есть много женских и мужских ролей, которые похожи друг на друга, но заметить особенность очень важно. На самом деле герои разные, будь то простак или другое амплуа, и это очень интересно. Печально, когда человек видит только штампы.
Насколько передача необычности героя зависит от актера или от зрителя? Оба участника должны погрузиться в произведение максимально?
Нужно приглядеться к обыденности, и увидеть эту необычность среди нее. Это и дает нам способы к познанию. И, конечно, это в первую очередь зависит от режиссера и от актера. Потому что они сами должны это заметить, полюбить идею автора и сосуществовать с ней.
Если ты с интересом занимаешься сам, то зритель вынужден будет согласиться. Он уже пришел в театр, видит процесс, уже систематизированный режиссером и актером.
А что самое сложное в работе? С какими проблемами или трудностями сталкиваетесь?
Есть художественная часть вопроса, здесь проблемнее всего заставить себя начать. А вот с организационной стороны самое сложное — контора, о которой говорил Константин Станиславский.
— Вечно отвлеченные в область воображения и творческой мечты, переутомление, с утра до вечера живущие обостренными нервами на репетиции, спектакле, во время домашней подготовительной работы, впечатлительные, неуравновешенные, легковозбуждающиеся, быстро падающие духом, артисты нередко беспомощны в своей частной и внехудожественной жизни. Они точно созданы для эксплуатации тем более что, отдавая все на сцене, не имеют сил на отстаивание своих человеческих прав, — цитирует Алексей Яковлев известного режиссера.
Сталкивались ли вы в начале своего пути с неловкостью, боязнью сцены? Если коллеги сталкиваются, то как они с подобным борются?
Да, конечно, ведь любой человек, вынужденный выступить с каким-то словом, всегда испытывает неловкость. Но природа этого страха кроется, на мой взгляд, в том, что каждый человек считает себя лучше, чем он есть. И он думает, что опозорится и окружающие узнают, что он хуже. И, как молодой актер, я всегда боялся, вдруг выглядеть буду не так.
Важна причина страха. Можно думать, что ты гений, а можно, что не сможешь донести свою мысль. И это продуктивное волнение, потому что ты пытаешься сам вникнуть. Как-то мне один умный человек сказал: «если ты сможешь объяснить пятилетнему ребенку, значит, ты можешь объяснить сам себе».
Человек думает, что он выше других. И как только он перестанет так считать, тогда страх побежден.
Какие качества прежде всего нужны актеру?
Существует актер как ремесло и как духовное состояние. Предлагаю оценить две фотографии, и вы поймете.
Портреты Полины Стрепетовой и Жанны Самари
Для Полины Стрепетовой это служение, аскеза, а для французской актрисы Жанны Самари это торжество жизни. Для того, чтобы понравиться зрителю, нужно готовиться к празднику сцены, плясать ярче, всячески угождать, и это одна сторона медали. Этому жизнь можно посвятить даже. А в портрете Полины Стрепетовой осмысление, здесь актерское ремесло стоит на службе понимания человеческого духа. Техника является не самоцелью аплодисментов, а средством выразительности.
Что можете рассказать про конфликт с Пятигорским театром оперетты? Как он отразился на вашей карьере, жизни — если отразился?
Теперь я не работаю в театре. Меня уволили, нагло попирая всяческий здравый смысл и всяческие морально-нравственные прежде всего. Я проработал здесь 17 лет, это очень большой срок. Думаю что заслужил какое-то уважение среди коллег и среди зрителя. Поэтому это для меня большое потрясение, как моральное, так и на уровне выживания.
У меня пятеро детей, и увольнение негативно оказалось на положении моей семьи. Старший сын учится в консерватории со стипендией в 3,5 тысячи рублей, и я ему ежемесячно высылал деньги. Как на эти деньги жить? И фактически я лишился элементарных средств на выживание просто потому, что я имею свою точку зрения на художественные ценности, которые должны быть в театре.
В итоге теперь я сужусь насчет восстановления на работе, и 1 апреля будет очередное заседание.
Какие у вас дальнейшие планы на жизнь?
Как-то реализовать то, что внутри накоплено: опыт житейский, узнаваемый, необычный. А также осмыслить средствами выразительности театра то, что вижу, о чем думаю. Ну и работу продолжаю. Завтра у меня выйдут два спектакля по Чехову в культурном центре продвижения в Пятигорске. Моя самостоятельная работа как художника, сценографа, режиссера и актера.
Что бы вы посоветовали юным актерам, только начинающим свой путь в этой стезе?
Страдать, любить, радоваться. В дальнейшем чувственный опыт жизненный можно осмысливать, и он бесценен. Такой путь никто за вас не пройдет.
Еще один хороший способ познать себя — читать хорошую художественную литературу, самому переживать и знакомиться с тем, как это делают другие.
Редакции «Блокнота» удалось побеседовать с творческим и разносторонним человеком. Алексей Яковлев рассказал много интересного о самопознании, и мы надеемся, что этот человек еще не раз найдет ключ к сердцам зрителей.
Илья Лебедев
Последние новости
Попечительский совет Колледжа подводит итоги года
В Ставропольском колледже связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова состоялось очередное заседание Попечительского совета,
ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРОВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ
В Москве состоялось заседание Государственного Совета под председательством Президента РФ Владимира Путина.
В Кировском округе Ставрополья открыли Стену памяти в честь земляков - бойцов СВО
В селе Горнозаводском открыли Стену памяти в честь односельчан, погибших в зоне спецоперации.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи