Художник Александр Шевченко: наследие мастера
Часто нам приходится осознавать настоящее талантирующего художника только после его кончины. Однако в случае российского и советского мастера Александра Васильевича Шевченко это может быть невероятно поздно, особенно если его картины были утеряны со временем. Это почти произошло с некоторыми произведениями искусства Шевченко. Но, к счастью, у этой истории есть счастливый конец. Рассказываем все по порядку.
Художник Александр Шевченко сегодня известен прежде всего фанатам искусства, в то время как еще сто лет назад его работы вызывали множество споров и дебатов. Биография Александра Васильевича была довольно насыщенной событиями.
Александр Васильевич Шевченко - художник-авангардист, родившийся не в художественной среде. Его отец работал приказчиком в Харькове, но художественные способности мальчика заметил преподаватель Дмитрий Бесперчий, сам являвшийся учеником Карла Брюллова. Именно он стал первым наставником будущего художника.
Мальчик начал проявлять все больший интерес к искусству и в театре. К тому моменту, когда семья переехала в Москву, Александр Шевченко уже работал помощником главного художника оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора.
Поступив в Строгановское училище на декоративное отделение, молодой художник уже на начальных этапах обучения выделялся своим талантом. Премия за победу на выставке ученических работ позволила ему отправиться за границу, где он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. По возвращении в Россию он продолжил обучение в Московском училище живописи у Коровина, но был отчислен вместе с другими студентами, которые также поддерживали новые течения в живописи.
Сам Александр Шевченко считал, что истоки его работы с цветом были заложены в Париже. Художник увлекался всем, что импрессионисты представляли в своем творчестве, и именно во Франции он нашел свое настоящее призвание и заложил основы своего будущего художественного стиля.
Сегодня произведения Александра Шевченко можно увидеть в многих галереях России и мира, а его имя стало символом революционных идей нового искусства.
Александр Шевченко и его творчество представляют основные тенденции русского искусства начала XX века. Художник активно экспериментировал с формой и цветом, при этом был наиболее традиционным среди своих коллег. Он любил экспериментировать с живописными формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный хвост», основанной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой, входил в общество «Маковец», участвовал в выставках объединений «Бубновый валет», «Мир искусства», позднее из своих учеников организовал «Цех живописцев».
Индивидуальный почерк художника чувствуется в каждой его работе. Шевченко пропускал через себя множество новаторских идей и течений, но вырабатывал свой собственный стиль, относясь по своему к задачам искусства и не принимая ни одно течение до конца. Влияние французских импрессионистов и русских символистов можно увидеть в его картинах после возвращения из Парижа. Александр Шевченко увлекся идеями Поля Сезанна, считая его своим наставником по видению, ценности и пониманию древних мастеров. В более поздних работах художника заметны мотивы иронического примитивизма. Автор брошюры «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности», Шевченко сформулировал суть поисков этого течения. Он называл свою манеру тектоническим примитивизмом и видел его истоки не в западной, а в восточной культуре.
Хоть Шевченко вернулся к символизму со временем, но это был уже другой символизм, характеризующийся обобщенностью форм и монументальностью композиции. Таким образом, работы Александра Шевченко повествуют о новых течениях, которые затронули живопись начала XX века, подвергая традиционные формы и каноны преобразованию и отражая индивидуальное видение искусства художника.
В течение нескольких лет после того, как Александр Васильевич провел несколько лет на фронте первой мировой войны и получил серьезное ранение, октябрьская революция принесла в его жизнь множество событий: выставки, творческие объединения и разработку принципов нового искусства.
По просьбе Наркомпроса художник организовал печатные мастерские и стал их директором. Кроме того, он участвовал в создании Музея художественной культуры. Однако в течение нескольких лет такой активной деятельности у мастера практически не было времени для работы над картинами.
Сразу после революции Александр Васильевич начал преподавать. Более 10 лет он преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, которые позднее стали ВХУТЕИНом. Он был деканом живописного факультета ВХУТЕИНа в течение многих лет, но ушел оттуда с группой профессоров, не приняв политику нового руководства института. В последние годы жизни художник Александр Шевченко руководил сразу двумя кафедрами живописи: в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище, а его студенты любили его за его интеллигентность и внутреннее благородство.
Несмотря на столь бурную деятельность и принятие революции, жизнь художника не была безоблачной. В 30-е годы прошлого века его обвинили в "эстетствующем формализме", и его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли буквально через несколько дней после открытия. В этот период работы Александра Шевченко на его монографии были приостановлены, а его картины были отправлены в запасники в музеях. Тем не менее, его работы продолжали выставлять не только зарубежом, в Англии, Италии, Германии и Швейцарии, но и в России.
Династия художников Александра Шевченко
Александр Шевченко, известный русский художник, проводил свою личную жизнь в окружении людей, обладающих талантом и единомышленников. Его первая жена, Надежда Псищева, которую он познакомил в Строгановке и бросил учебу ради нее, была вместе с мужем во Франции, где они изучали работы мастеров. К сожалению, талантливая Надежда умерла от чахотки в молодом возрасте и не успела раскрыть всего своего потенциала. Выставление ее работ можно увидеть на ресурсе russkiy-peyzazh.ru.
Единственная дочь Александра — Татьяна — почти не дожила до начала XXI века. Ее мать умерла, когда ей было всего два года, и ее воспитал тетя, ставшая второй женой Александра Шевченко. Учителями Татьяны были ее отец и дядя, которые с удовольствием давали ей первые заказы на рисование, направляли ее творчество и давали советы. Со временем Татьяна стала известным мастером колористики и талантливым живописцем, создающим многоплановые поэтические картины. Ее работы можно найти на сайте museum.ru.
вивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.Описывая картины Александра Шевченко, можно увидеть, как менялось его мироощущение на протяжении творческого пути. В ранних работах художника видно влияние импрессионистов, таких как Сезанн, Ренуар и Гоген. Например, картину «Карусель», выполненную в 1907 году, художник создал в смешанной технике, где присутствуют размытые контуры, чистые краски, игра света и тени. Эти элементы отсылают нас к импрессионизму. Однако, гуашная техника дает цвету плотность, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.
В работе, более позднего периода - «Город», можно увидеть черты кубизма. В этой живописной работе присутствует пересечение острых граней и линий, динамический ритм. Но форма не превалирует над содержанием. В «Городе», как в королевстве кривых зеркал, многократно отражаются крыши и печные трубы домов, многочисленные окна и фонари. Город на картине словно врезан в ущелье между скал. Он сам по себе, одинокий и затерянный далеко внизу.
Гораздо чаще в работах художника можно увидеть примитивистские тенденции. В «Портрете поэта», написанном в 1913 году под влиянием неопримитивизма, можно увидеть пародийный образ, который не похож на традиционный классический образ «служащего муз». В другой известной работе того же периода - «Зима в Зубцове», созданной в примитивистской манере, мастер вольно обращается с пространством. На картине перспектива прописана необычно, действие развивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.
Наследие Александра Шевченко: новые находки и планы на будущее
Александр Шевченко, считаемый многими гением, был не только живописцем, которого представлены главным образом в музеях, но также графиком, создававшим монотипии и разнообразные работы в других техниках. Эту сторону творчества Александра Шевченко сумел открыть антиквар Дмитрий Поманский, к которому обратилась правнучка художника. В ее доме нашлась уникальная коллекция работ, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть этой коллекции пострадала в результате потопа в художественной мастерской Татьяны Шевченко - дочери Александра. Архив хранящихся в старых картонных коробках работ было решено выкупить российским бизнесменом Аркадием Колениченко.
Наследие художника оказалось весьма разнообразным: в архиве нашлись картины самого Александра, его дочери - художницы Татьяна Шевченко и первой жены Надежды Псищевой, а также множество эскизов, графических работ, гравюр, монотипий и деревянных резных фигурок. Работы создавались в разные годы, начиная со времени учебы художника в Строгановке и заканчивая последними днями его жизни.
Сейчас наследие Александра Шевченко разобрано еще не полностью. Новый владелец коллекции планирует передать ее в коллекции русских музеев. Издание подробного каталога коллекции и организация выставки работ известного художника и его семьи помогут еще большему числу людей увидеть творчество Александра Шевченко, которое ранее не было доступно во многих музеях.
Аркадий Викторович Колениченко известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства, который возглавляет многопрофильные компании в Москве и Владимирской области. Его знания и интересы в области искусства делают его значимой фигурой в этой сфере.
Александра Шевченко многие лета назад называли художником, "до мозга костей". Однако сегодня его имя забыто многими, и о нем знают только настоящие знатоки искусства. Возможность приобщиться к наследию Александра Васильевича дает возможность вновь открыть его для современных зрителей и подарить им ощущение восторга и восхищения от его произведений.
Фото: freepik.com