Как создать эффективный корпоративный сайт и что может стать причиной провала?
В современных условиях корпоративный сайт стал неотъемлемой частью среднего и крупного бизнеса. Он является важным инструментом для сотрудничества и выполнения различных задач, например, ведения CRM-базы данных и документооборота, проведения внутренних коммуникаций и PR-кампаний. Виртуальное представительство компаний и организаций в интернете получило широкую популярность в последние годы и стало необходимостью для любой фирмы, которая заботится о фирменном стиле и корпоративной культуре.
Различные исследования показывают, что эффективное использование сайта позволяет добиться конкурентного преимущества за короткое время и с небольшими дополнительными затратами. Кроме того, сайт может использоваться для различных целей, таких как укрепление имиджа компании, расширение географии продаж, привлечение инвесторов и т.д. Однако успех зависит от профессионального подхода в создании сайта.
В статье мы рассмотрим признаки качественного корпоративного сайта, перечислим факторы, которые влияют на стоимость разработки и приведем успешные примеры реализованных проектов.
Сайт как главное средство коммуникации в успешном бизнесе
Корпоративный сайт – это веб-ресурс, который содержит подробную информацию о деятельности компании или организации. Здесь можно найти описание продуктов и услуг, историю создания и развития компании, условия работы, интерактивные сервисы, открытые вакансии, новости и другие факты, связанные с деятельностью предприятия. Вся информация на сайте собрана в единую управляемую базу данных.
Корпоративный сайт отличается от одностраничного или продающего сайта более многоуровневой структурой и большим объемом информации. Также предоставляется возможность:
- интеграции во внутреннюю корпоративную сеть;
- организации документооборота и бухгалтерии;
- управления бизнес-процессами;
- расширенного управления почтовым сервером; ли>кластеризации веб-ресурса для повышения доступности;
- автоматической отправки сообщений;
- полной интеграции с мобильными версиями интернет-магазинов;
- А/В тестирования для проверки конверсии при изменении в дизайне сайта;
- расширенной веб-аналитики для успешной маркетинговой стратегии и других задач.
Такой корпоративный сайт ориентирован, прежде всего, на потенциальных и действующих партнеров и средства массовой информации.
Важно отметить, что главной задачей корпоративного сайта не является увеличение продаж. Он, конечно, может повлиять на принятие решения о покупке, особенно при работе в B2B-секторе, но главной целью является построение двусторонней коммуникации с различными группами общественности. Некоторые из задач, которые решает корпоративный сайт, включают в себя:
- круглосуточный доступ к актуальной информации;
- автоматический прием и обработка заказов;
- проведение опросов и исследований;
- проведение рекламных кампаний;
- организация почты и рассылок;
- расширение клиентской базы и географии продаж;
- улучшение узнаваемости среди потенциальных клиентов.
Понятие "корпоративный сайт" может включать еще один вид веб-приложения - внутренний ресурс, созданный для делового общения между сотрудниками компании. Этот сложный программный продукт позволяет ставить задачи внутри организации, использовать единую базу данных, налаживать взаимодействие между филиалами и т.д. На внутреннем корпоративном сайте можно найти следующие разделы:
- личный кабинет сотрудника;
- внутренний чат;
- расписание корпоративных мероприятий;
- модуль тайм-менеджмента;
- внутренние новости, приказы, распоряжения;
- файловое хранилище документов и др.
Как уже упоминалось, полнофункциональный корпоративный сайт может объединять информационную и внутреннюю части программного обеспечения. Внутренняя часть защищена паролем, а публичная часть открыта для свободного доступа в интернете.
Открытые ресурсы в сети Интернет являются очень важным источником информации для огромного количества пользователей. Согласно исследованиям, проведенным "Яндексом", ВЦИОМ и группой TNS, статистика проникновения Интернета в России к 2015 году составила 70%. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, эта цифра почти 80%. Год от года, этот показатель продолжает расти на 6-10 процентных пунктов. В ходе опросов, респонденты отмечают, что у них снижается доверие к компаниям, которые не представлены в Интернете.
Современный маркетинг относит Web-PR (имея веб-сайт и онлайн-каталог, организация виртуальных конференций и т.д.) к числу трех составляющих интерактивного PR, которые напрямую влияют на популярность, узнаваемость и авторитет компании.
Сегодня многие эксперты в области интернет-PR и веб-разработки не ставят вопрос: нужен ли корпоративный сайт? Они сосредоточены на том, каким должен быть этот ресурс, чтобы эффективно выполнять задачи по коммуникации и построению имиджа компании.
Современный корпоративный сайт должен быть не только удобным, но также современным и функциональным. Его дизайн и архитектура должны производить правильное впечатление на посетителей, соответствуя всем требованиям компании. При этом следует учитывать варианты вида деятельности, чтобы можно было придерживаться минимализма или создавать что-то более яркое.
Существует три основных показателя, которые напрямую влияют на степень комфорта пользователя на вашем ресурсе. Их цель - ускорить и упростить поиск нужной информации:
- Простота. Пользователи должны понимать, куда ведет каждая ссылка и где искать информацию. Ресурс должен содержать быстрый поиск, продуманную навигацию и минимум кликов для перехода в нужный раздел.
- Адаптивность и SEO-оптимизация. Корпоративный сайт должен быть адаптивным до любых мобильных устройств, с оптимизацией под поисковые системы.
- Скорость и стабильность. Страницы сайта должны быстро загружаться. Это зависит от удельного веса и правильной настройки хостинга.
Корпоративный ресурс также должен иметь функциональную систему управления содержимым, или CMS. Такие системы обычно просты в использовании и позволяют редактировать ресурс даже неопытным пользователям без навыков программирования. Обычно для корпоративных сайтов используют платные “движки” и “админки”.
Перечень самых востребованных CMS включает в себя:
- 1С-Битрикс – это лидер по стабильности, безопасности и функциональности, который используют более чем 13 300 проектов в Рунете.
- UMI.CMS – это неограниченная мультисайтовость за одну лицензию и простой интерфейс, который используют свыше 2300 проектов со средним тИЦ – 31.
- NetCat – это бюджетный вариант, который удобен для “быстрых” лендингов, и который используют более чем 1900 ресурсов при среднем тИЦ – 58.
- HostCMS – это легкая, быстрая, удобная и недорогая система, которую используют около 1100 ресурсов средним тИЦ – 32.
- AMIRO.CMS – это система, больше ориентированная на электронную коммерцию, а не на представительство, которую используют более 8000 сайтов со средним тИЦ – всего 5.
Нельзя забывать и о важности информационного наполнения корпоративного сайта. После его изучения пользователь должен сформировать полное представление о деятельности компании, спектре товаров и услуг и преимуществах сотрудничества.
Кроме того, только корпоративный сайт позволяет изучить целевую аудиторию, собрать статистику посещаемости и проанализировать типовые сценарии поведения посетителей на сайте. Этого можно достичь, предоставив доступ к ограниченной информации только зарегистрированным пользователям.
Обязательным для корпоративного ресурса является обратная связь с клиентом по электронной почте, при помощи мессенджера или опции “Обратный звонок”. Здесь важно обеспечивать оперативность: если пользователь отправил запрос, автоматический ответ должен быть получен в течение первых секунд, а реакция администраторов или менеджеров – в течение нескольких часов.
Корпоративный сайт при правильной разработке и обслуживании становится многофункциональным и незаменимым инструментом для бизнеса. При этом он постепенно увеличивает престиж компании и привлекает больше клиентов, что рассказывается насколько успешные его проекты.
Современный ресурс нуждается в хорошо проработанной структуре, удобной навигации и правильном дизайне для успешного привлечения пользователей. Как показывает опыт участников конкурса «Золотой сайт - 2016», правильная революционная стратегия может привести к значительному росту популярности и повышению численности пользователей.
Каждый из участников конкурса демонстрирует свой индивидуальный подход к созданию корпоративного сайта. Одним из примеров успешного редизайна стал сайт компании «Газпром Нефть», который был запущен в 2015 году, учитывая не только лучшие практики за рубежом, но и потребности конечных пользователей. Этот сайт предлагает адаптивную верстку, изменяет функционал и структуру сайта, учитывая личность каждой группы потребителей, а также особенности пользователей с ограниченными возможностями.
Результатом внедрения новаций на сайте стало увеличение количества сеансов на 45%, просмотров страниц на 36% и численности пользователей на 41%.
Еще одним примером успешной стратегии стал редизайн сайта торгово-развлекательного комплекса в Ижевске, на котором были учтены интересы покупателей, арендаторов и рекламодателей. Каждая группа потребителей имеет отдельную онлайн-страницу с ключевыми функциями, доступными в три клика. Выбранные элементы дизайна, яркие изображения, оригинальные верстки и анимация соответствуют стилю глянцевого журнала. Эти изменения привели к уменьшению отказов с 39% до 12% и увеличению глубины просмотра с 3,39 до 4,72, а также их длительности - с 1,55 секунды до 4,02.
Сайт авиакомпании «Уральские авиалинии» тоже не остался без внимания разработчиков, которые учитывали анимированные баннеры в едином стиле, логическую цепочку «вопрос – ответ» и иные инновации. Этот подход привел к росту количества посещений в 1,5 раза.
Сайт сети ресторанов быстрого питания Subway был переработан на основе анализа финансовых данных и исследования целевой аудитории, оптимизировали раздел франчайзинга, добавили интеграцию с системой CRM. Конверсия выросла на 33%, а длительность просмотра в разделе франчайзинга увеличилась на 75%, что способствовало увеличению числа заявок в партнеры.
Наконец, крупный телеком-провайдер тоже решил переопределить свой сайт и провести анализ поведения пользователей. На главной странице размещен баннер с актуальными предложениями и возможностью оформить заявку. Увеличили функциональные возможности калькуляторов и перестроили информационную архитектуру. Результат № onlime.ru позволил увеличить конверсию на 14%, а средний чек вырос на 70%.
Как разработать корпоративный сайт: этапы
Создание сайта — это процесс, который состоит из нескольких этапов, каждый из которых важен для успешной реализации проекта. Ниже перечислены классические этапы разработки корпоративного сайта:
-
Бизнес-аналитика. На этом этапе формулируются цели и проводятся предпроектные исследования, включая анализ целевой аудитории, конкурентов и конкурентных преимуществ заказчика. Здесь также формируется бюджет проекта.
-
Создание технического задания (ТЗ). Это детальный план работы, утвержденный заказчиком, в котором определяются решения по дизайну и особенностям программирования.
-
Создание структуры сайта. На этом этапе происходит расположение элементов и блоков в соответствии с выбранным макетом верстки.
-
Прототипы (адаптивные). Прототипы позволяют быстро согласовать все детали проекта и избежать ошибок на стадии дизайна. На этом этапе продумывается структура сайта, которая поможет добиться высоких конверсии и продаж.
-
Дизайн (адаптивный). Визуальная составляющая для корпоративных сайтов и порталов крайне важна. От внешнего вида сайта зависит первое впечатление и заинтересованность клиента в вашем продукте или услуге. Графическую концепцию обычно отрабатывают на примере главной страницы.
-
Верстка (UI элементная база). Этот этап представляет собой перевод графического дизайна в HTML-код. Правильно сверстанный сайт одинаково работает во всех браузерах и при любых разрешениях.
-
Разработка (программирование). На сервер устанавливаются системы управления контентом, происходит внесение требуемых правок в код, производится настройка и программирование модулей. На страницах появляется интерактив: ссылки, формы, кнопки и т.д.
-
Интеграция (корпортал + CRM-базы данных и телефония + автоматизированный документооборот и учет и прочие). На этом этапе интегрируется система управления, производится настройка сервера и установка системы безопасности хранения баз данных.
-
Создание контента. Если тексты, фото и видео предоставляет заказчик, он должен позаботиться о своевременной подготовке контента.
-
Правильное размещение контента. Изображения и анимация не должны отвлекать от текста, текст должен быть разделен на блоки и легко читаться.
-
Проработка SEO. SEO-адаптивные сайты изначально нацелены на продвижение и быстрее поднимаются в топ поисковой выдачи.
-
Настройка серверов (хостингов). На этом этапе проводятся тестирование ресурса и оценка его работоспособности. Исправляются ошибки в коде и некорректная верстка, проверяется контент на уникальность.
Но работа над корпоративным сайтом не заканчивается после запуска. Сегодня для успешного продвижения ресурса в поисковиках и социальных сетях, а также для организации рекламных кампаний, необходимо заранее спланировать стратегию продвижения. Поэтому важно, чтобы разработчик был компетентен и в вопросах оптимизации. Любые ошибки на ранних этапах могут обойтись очень дорого в будущем.
Цена играет большую роль, когда речь идет о создании корпоративного сайта. Существует множество факторов, которые влияют на стоимость разработки, в том числе объем работ, сроки и профессионализм исполнителя. На практике цены на создание таких сайтов сильно разнятся: от 150 000 до 3,5 миллиона рублей.
Базируясь на уровне профессионализма, можно условно разделить всех исполнителей на четыре категории. Наибольшее количество на рынке составляют "студенты" – люди без опыта и успешных проектов, которые работают вдвоем или одиночку. Это более 80% всех исполнителей, их услуги обходятся от 20 000 до 100 000 рублей. "Претенденты" – это специалисты с минимальным опытом, часто выполняющие несколько функций одновременно. Их работы оцениваются в 100 000-200 000 рублей. "Профессионалы" – это опытные разработчики, гарантирующие хорошее качество и выполнение работ в срок. Они взимают от 200 000 до 700 000 рублей. Наконец, есть "элиты", то есть веб-студии, которые предоставляют свои услуги за 700 000-3,5 миллиона рублей.
В лучшем случае недорогие услуги могут означать использование бесплатных CMS, отсутствие SEO-оптимизации и готовый шаблонный дизайн. Тем не менее, проект, который реализуется командой профессионалов, требует множество месяцев работы и экспертов для каждого этапа. Это продукт, который окажется эффективным бизнес-инструментом и быстро окупится, начав приносить прибыль. Поэтому необходимо тщательно выбирать подрядчиков и взвешивать свои финансовые возможности не только на этапе создания, но и при дальнейшем обслуживании сайта. Стоит помнить, что, как и с дорогим автомобилем, "премиальный" корпоративный сайт потребует больших затрат на содержание. Если вы решите экономить на таком проекте, ошибки и необоснованные компромиссы, сделанные еще на стадии планирования, впоследствии могут обойтись очень дорого.
Фото: freepik.com