Подходы и этапы маркетингового планирования
Достижение целей бизнеса - это задача, которую можно решить благодаря маркетинговому плану. Ключевой инструмент помогает приблизить желаемый результат и избежать хаотичных действий, что в свою очередь приводит к неудачам. В условиях конкурентности на рынке маркетинговое планирование является не менее важным, чем производственный и финансовый планы.
Идеальный маркетинговый план включает комплексный анализ текущего состояния бизнеса, формулировку целей, пошаговое руководство будущих действий, предполагаемый бюджет, потенциальные риски и запасной план действий. При этом не менее важно установить временные рамки и ответственных лиц по каждому пункту.
Разработка грамотной стратегии позволит понять, как работает бизнес, выделить сильные и слабые стороны компании и выявить проблемы. Это также даст возможность спрогнозировать результаты и сократить риски. Планирование маркетинговой деятельности важно для любой компании, которая хочет стабильно развиваться.
Однако без целей план не будет работать. Необходимо поставить конкретные и достижимые цели, которые можно выполнить в ограниченные сроки. Например, увеличить средний чек на 2000 рублей до сентября.
Маркетинговый план может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от двух до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до семи лет), при этом нужно быть готовым к подстройке стратегии под новые обстоятельства. Недостатками маркетингового плана являются потребность в затратах на его разработку и теряющая актуальность информация.
Составление маркетингового плана помогает более четко сформулировать цели компании, способствует повышению ее прибыли и конкурентоспособности.
С такими качествами может быть непросто, поэтому важно провести тщательный отбор среди множества предложений.
Существует множество моделей маркетинговых планов, каждая из которых имеет свои особенности и предназначена для определенного сегмента рынка. Рассмотрим несколько наиболее популярных видов маркетинговых планов.
Наиболее простой способ разработки маркетингового плана предложил Келли Одел. Его МП сочетает в себе комплекс маркетинга 4P (Product (продукт), Price (цена), Promotion (продвижение), Place (место продажи)) и разделение потенциальных покупателей по методике 5W (What? (что), Who? (кто), Why? (почему), When? (когда), Where? (где)). Эта модель может быть использована в качестве инструмента наглядности и оценки текущей ситуации компании.
Детище маркетолога Пола Смита — SOSTAC, является универсальной моделью маркетингового планирования, которая может быть использована как для крупного, так и для малого бизнеса. Модель SOSTAС включает анализ текущей ситуации компании, постановку целей, стратегию и тактики реализации плана, действия по реализации тактик и контроль выполнения действий.
Еще одна популярная модель — Лестница Ханта, разработанная Беном Хантом. Данная маркетинговая платформа Roistat основана на привлечении разных категорий клиентов с помощью различных инструментов воздействия. Стратегия заключается в распределении целевой аудитории по степени ее осведомленности о бренде и его продуктах.
Таким образом, маркетинговое планирование имеет важное значение для развития компании, влияет на другие функциональные стратегии и позволяет минимизировать ошибки и сократить издержки при ведении бизнеса. Для разработки качественного плана следует обратиться в компанию с положительной репутацией и опытом в данной сфере.
Как разработать маркетинговый план?
При создании маркетингового плана необходимо соблюдать определенные шаги и структуру. Важно определить модель и структуру будущего плана и решить, какие аспекты будут затронуты в ходе анализа.
Анализ ситуации
После этого, необходимо приступить к анализу ситуации, включающему, как правило, SWOT-анализ компании, рынка, конкурентов, каналов привлечения клиентов, рисков и целевой аудитории.
Постановка целей
Цели маркетингового плана должны быть четкими и желательно выражаться в цифрах. Например, необходимо привлечь определенное количество подписчиков, прийти к увеличению среднего чека и презентовать новый продукт.
Разработка стратегий
Цели поставлены. Теперь необходимо выработать стратегию действий и сформулировать задачи, соответствующие целям развития бизнеса. Необходимо назначить ответственных, указать сроки исполнения задач, определить KPI и выделить бюджет.
Планирование путей реализации
Необходимо определить инструменты маркетинга, которые будут использоваться для достижения поставленных целей. Например, провести конкурс в социальных сетях или сделать рассылку с информацией о новом продукте для привлечения аудитории.
Анализ и корректировка
Маркетинговый план необходимо периодически корректировать в зависимости от ситуации на рынке. Это поможет грамотно внести изменения в план и отследить развитие компании.
Цена разработки маркетингового плана будет зависеть от особенностей компании. Важно обратиться к опытным специалистам в данной области, чтобы избежать потерь бюджета и времени.
Как упростить задачу по маркетинговому планированию? Сегодня процесс маркетингового планирования можно передать в руки штатного маркетолога или пригласить специалиста со стороны. Однако найти компетентных сотрудников в штате компании не всегда получается. В таком случае, остается только обратиться в специализированные организации, которые предложат маркетинговый план под ключ. Но важно правильно выбрать исполнителя и ориентироваться на его опыт, профессионализм и репутацию.
На рынке компаний, предлагающих услуги в области маркетингового планирования, есть довольно много игроков. Одним из них является «КСК ГРУПП», занимающая уверенную позицию в сфере консалтинга и разработки маркетинговых стратегий для российских компаний. Ее команда создала более 5000 успешных маркетинговых стратегий и насчитывает более 1000 постоянных клиентов. За разработку маркетинговых стратегий отвечают высококвалифицированные специалисты, готовые предложить эффективные решения.
Например, один из клиентов компании, занимающийся производством и дистрибуцией алкоголя, обратился к экспертам с проблемой доверия к данным в отчетах региональных дистрибьюторов, которые не внушали руководителю компании доверия. Ведущие консультанты провели исследование и разработали новую маркетинговую стратегию, цель которой была увеличить прибыль. В ходе выполнения проекта были сделаны корректировки в ассортименте и ценах на продукцию. В итоге, благодаря проделанной работе, компания увеличила свою прибыль на 20% всего за шесть месяцев.
Система работы «КСК ГРУПП» заключается в следующем: специалисты анализируют проблему после обращения клиента, затем проект обсуждается с клиентом или его представителем, после чего заключается договор и приступает к реализации проекта, находя наилучшее решение.
Стоит отметить, что компания «КСК ГРУПП» уже 28 лет специализируется на комплексном консалтинге и в ее команду входят более 15 экспертных компаний, работающих по единым стандартам и способных решать любые задачи по развитию бизнеса. По всем вопросам обращайтесь к ООО «КСК» по ИНН — 7725685410, ОГРН — 1107746010052, или к ООО «КСК АУДИТ» по ИНН — 7725546209, ОГРН — 1057747830337.
Фото: freepik.com