Как отслеживать удовлетворенность клиентов: измерения индексов NPS, CSI, CSAT
Тенденция к установлению долгосрочных взаимоотношений с клиентами со временем становится все популярнее в бизнесе. Это связано с тем, что не только приверженность компании и бренду, но и постоянная уверенность лояльных клиентов в приобретаемых товарах или услугах принесет выгоды в будущем. Постоянные покупатели регулярно возвращаются за новыми продуктами, с удовольствием рекомендуют их знакомым и вносят свой весомый вклад в прибыль компании. Важно не забывать о том, что когда у компании есть стабильный процент лояльных клиентов, не нужно тратить много ресурсов на привлечение новых.
Уровень удовлетворенности клиентов - ключевая характеристика, которая устанавливает степень преданности потребителя компании и ее продукту. Этот параметр является ключевым фактором для повышения прибыли бизнеса. Хотя количество лояльных клиентов считается "нормой" и составляет приблизительно 15%, но это именно эта группа потребителей приносит до 90% выручки компании.
Чтобы эффективно управлять преданностью клиентов и повысить их удовлетворенность, необходимо правильно измерять и оценивать эти показатели. Опросы, исследования и регулярные анализы данных сравнимы с медицинскими обследованиями по их важности. Индекс лояльности, известный как NPS (Net Promoter Score), является стандартным методом вычисления уровня преданности клиента. Однако NPS не обеспечивает детальной информации, и поэтому его дополняют другими инструментами для более полного передачи информации. Особенно важными методами оценки удовлетворенности являются CSI (Index of Customer Satisfaction) и CSAT (Customer Satisfaction Score).
Этот материал расскажет о отличиях между показателями NPS, CSI и CSAT, а также о том, как правильно рассчитывать и интерпретировать результаты этих показателей.
Индекс лояльности клиентов, также известный как NPS, является важным инструментом для измерения того, насколько клиенты лояльны компании. Лояльность - это положительное отношение клиентов к компании и всему, что с ней связано. Лояльность включает в себя не только рациональную составляющую, которую принято называть удовлетворенностью, но и эмоциональный аспект, связанный с преданностью клиентов, которые разделяют ценности компании.
Лояльный клиент ценен для компании тем, что он обеспечивает стабильную прибыль, совершая повторные покупки. Кроме того, он фактически выполняет функцию бесплатного маркетолога, рекомендуя компанию и тем самым формируя ее позитивный имидж. Но как определить, насколько лояльны клиенты компании?
Индекс потребительской лояльности NPS показывает, сколько у компании сторонников среди клиентов. Это позволяет узнать, каков процент покупателей, готовых рекомендовать товары или услуги компании. При расчете NPS потребителям задают всего один вопрос: «Насколько высока вероятность того, что вы будете рекомендовать компанию, ее продукты/услуги своим знакомым, родственникам, коллегам?» Ответ предлагается оценить по 10-балльной шкале, где 1 означает «Категорически не рекомендую», а 10 — «Готов всем советовать».
Но определение лояльности клиентов не так просто, как может показаться на первый взгляд. Не следует путать лояльного клиента с постоянным. Повторные покупки еще не свидетельствуют о приверженности и преданности. Потребитель может регулярно приобретать товары и услуги в компании, потому что на данный момент его удовлетворяют условия. Но, как только они изменятся, он уйдет к конкурентам, которые предложат более выгодную цену или лучшее качество.
Лояльные клиенты терпимо относятся к промахам любимой компании и слабо реагируют на попытки конкурентов переманить их на свою сторону. Именно поэтому любая компания, чья цель – процветание, должна стремиться получить как можно больше лояльных клиентов. Ведь лояльные клиенты обеспечивают стабильную прибыль и фактически являются бесплатными маркетологами, рекомендуя компанию своим знакомым и коллегам.
Индекс лояльности клиентов NPS позволяет определить, сколько у компании сторонников среди клиентов и каков процент покупателей, готовых рекомендовать ее товары или услуги. Для расчета NPS потребителям задается всего один вопрос, ответ на который предлагается оценить по 10-балльной шкале. Полученная цифра показывает, насколько компания лояльна своим клиентам. Использование индекса лояльности клиентов NPS позволяет повысить эффективность бизнес-стратегий и улучшить отношение с клиентами.
Как рассчитать индекс удовлетворенности клиентов (CSI, CSAT)
Индекс удовлетворенности клиентов является ключевым показателем, который позволяет определить, насколько доволен клиент качеством товаров и услуг, уровнем сервиса и другими аспектами работы с компанией. Удовлетворенный клиент имеет гораздо большую вероятность перейти в разряд лояльных, чем неудовлетворенный.
CSAT является метрикой, которая позволяет оценить конкретные характеристики деятельности компании. Например, можно узнать, довольны ли покупатели качеством товара, ассортиментом продукции, стоимостью, сервисом, удобством навигации по сайту, работой отдельных подразделений и даже сотрудников, и многое другое.
У CSAT нет четкой методологии расчета, так как оценку можно производить по 10-балльной, 5-балльной или 3-балльной шкале, и даже предлагать клиентам выбрать из двух вариантов ответа ("да/нет", "нравится / не нравится"). Вопросы могут быть сформулированы по-разному. Например, в виде готовых утверждений ("Менеджер службы технической поддержки помог решить мою проблему", "На сайте компании легко получить необходимую информацию"), с которыми клиент должен согласиться или не согласиться. Другой вариант — предложить оценить качество характеристики (уровень сервиса, профессионализм сотрудников, скорость реагирования на обращения) по 5-балльной шкале (5 — "превосходно", 4 — "хорошо", 3 — "нормально", 2 — "плохо", 1 — "ужасно"). Можно также задавать вопросы с готовыми вариантами ответа, из которых следует выбрать подходящий. Сам опрос проводится по телефону, на сайте, посредством электронной почты или SMS, а также с помощью бумажной анкеты. Самый высокий процент "отвечаемости" обычно у телефонного опроса.
CSI является методикой расчета степени удовлетворенности клиентов по выбранным параметрам. Данные для расчета CSI собираются с помощью детального и развернутого опроса, который позволяет получить информацию не только о характеристике в общем, но и об отдельных ее направлениях. Например, если речь о качестве пищевого продукта, то это его вкус, состав, соответствие сроку годности, целостность и удобство упаковки и другое. Также можно оценить важность каждого из этих параметров для клиентов, их влияние на удовлетворенность. Шкала оценки, как правило, 10-балльная.
Преимущество индекса CSAT — полнота информации. Благодаря этой методике можно получить мнение клиентов по всем интересующим параметрам, а также сравнить с данными прошлых периодов. Таким образом, можно отслеживать реакцию клиентов на работу компании и отдельных подразделений, своевременно замечать слабые места в управлении и устранять ошибки.
Метрики NPS, CSI и CSAT — важные инструменты для практической реализации стратегии работы с клиентами. Индекс лояльности показывает чистый процент потребителей, готовых рекомендовать ваши товары и услуги. Для уточнения результатов, получения более детальной картины используются методики измерения уровня удовлетворенности клиентов компанией в целом и отдельными аспектами ее деятельности — CSI и CSAT.
Фото: freepik.com